Home / Мода / Иссей Мияке: 45 лет в лидерах модной индустрии

Иссей Мияке: 45 лет в лидерах модной индустрии

Иссей Мияке в восторге от своего бумажного костюма. «Он совершенно не мнётся!» — говорит дизайнер с улыбкой и в подтверждение своих слов сжимает пальцами рукав. Наряд воплощает собой вечную классику: сдержанный синий однобортный пиджак с идеально подобранными брюками — ничего не висит, никакой асимметрии, рукава расположены там, где им и положено быть. И никаких небрежных складок! В этом весь Иссей Мияке. За 45 лет работы дизайнером одежды он ни на минуту не переставал изобретать что-то новое. Его одержимость — это лёгкие, практичные и, что важно, немнущиеся вещи, которые не составит труда мигом привести в порядок. Тамсин Бланчард из The Guardian встретилась с мастером в Токио, чтобы узнать больше о жизни кутюрье и его бренда Issey Miyake.

Содержание

  • 1 Иссей — мальчик из Хиросимы
  • 2 Традиции загадочной Японии
  • 3 Одежда выше времени и стереотипов
  • 4 Прошлое, настоящее и будущее моды
  • 5 Поразить Иссея Мияке
  • 6 Бренд Issey Miyake XXI века

Иссей — мальчик из Хиросимы

Иссей Мияке

Иссей Мияке в объективе Ирвинга Пенна (Нью Йорк, 1988 год)

Иссею Мияке уже 78 лет, и он не очень любит выходить в свет и общаться с прессой. Моложавое лицо дизайнера и только начавшие седеть волнистые волосы будто говорят о его победе над временем. Ещё кутюрье хромает — последствие бомбардировки его родной Хиросимы 6 августа 1945-го, когда Иссею было всего 7 лет. Его мать умерла от радиационного заражения спустя три года после атаки. Мияке не любит затрагивать эту тему, но в 2009 году он всё же написал о пережитом в The New York Times, чтобы поддержать приглашение Барака Обамы в Хиросиму на 65-летие первой атомной бомбардировки.

«В апреле президент пообещал бороться за мирную жизнь и безопасность человечества без использования ядерного оружия, — комментировал дизайнер. — Он воззвал не к ограничению применения, а к его полному уничтожению. Эти слова подняли что-то на поверхность из глубины моей души, нечто, казалось, уже похороненое, о чём я раньше не мог говорить».

В декабре 2015-го он снова вспомнил события тех дней в интервью японской газете Yomiuri Shimbun и рассказал, как услышал ужасный грохот в день бомбардировки, когда шёл в классную комнату после утреннего собрания в школе. Иссей тогда прибежал домой к матери, и она велела ему уехать загород. Неудивительно, что Мияке не любит оглядываться в прошлое.

Традиции загадочной Японии

Одежда от Иссея Мияке на манекенах

Работы Иссея Мияке выставляются в Национальном центре искусств в Токио с марта этого года

В марте этого года дизайнер неожиданно для всех появился на публичном мероприятии. Главная выставка его жизни, собравшая работы за почти полвека, открылась в Национальном центре искусств в Токио. На пресс-конференции Мияке не делал упор на свои прошлые достижения, вместо этого он поделился планами на будущее: кутюрье достал из кейса большой кусок бумаги «ваши» (японская бумага из шелковицы) и наскоро сшитый из неё пиджак-кимоно, заявив: «Этот материал меня завораживает».

Он долго изучал всё связанное с бумагой, а потом получил этот сорт, сделанный вручную мастерицей из Шираиши в префектуре Мияги на севере Японии. «Она прислала её для моего архива», — рассказывет Мияке. — У всех на слуху индийская бумага, китайская, египетский папирус… Каждая страна веками использует этот природный материал. Но сложность заключается в том, что он быстро заканчивается. Женщине, которая сделала «ваши» и прислала мне, целых 96 лет. И некому унаследовать её драгоценное ремесло. А ведь бумага может использоваться в самых разных отраслях». Когда-то в Шираиши было около 300 мастерских по производству дорогостоящего японского материала, но все они сильно пострадали от землетрясения в 2011 году. Сегодня осталась только одна.

Наследие очень много значит для Мияке. Именно слияние самых простых материалов с древними традициями и инновационными технологиями позволяют его бренду оставаться в лидерах моды вот уже 45 лет.

Одним из самых преданных поклонников кутюрье была Заха Хадид — известный ирако-британский архитектор.

Вероятно, после публикации издательством Taschen в апреле этого года полного собрания работ дизайнера (к слову, получился просто гигантской том с лаконичным названием — Issey Miyake) в новых модных коллекциях различных брендов будет прослеживаться влияние творчества гениального японца.

Одежда выше времени и стереотипов

Модели на показе Pleats Please

Да здравствуют складки! Первый показ Pleats Please в Париже, 1994 год

Джонатан Андерсон недавно поделился с изданием Business of Fashion: «Я всегда был одержим Мияке и тем, как он умеет работать с совершенно разными типами людей». Финалистка конкурса молодых талантов LVMH Фаустина Штайнметц, французский дизайнер, тоже без ума от Иссея, в особенности её впечатляет его умение создавать такой универсальный модный продукт, как Pleats Please — один из немногих лейблов, которые она носит помимо собственного.

Мияке делает вещи из полиэстера, которые можно стирать в машинке, свернуть в рулон и засунуть в чемодан, а вытащив, увидеть, что они такие же гладкие и свежие, какими были до этого. Его одежда лёгкая, она неподвластна времени и смене сезонов, культурным барьерам и гендерным различиям (хотя у кутюрье всё же есть мужской лейбл Homme Plissé, который появился после осознания дизайнером, что многие клиенты Pleats Please — мужчины).

На упомянутой выше выставке посетители не уставали удивляться мастерству Иссея. Даже такие ранние работы дизайнера, как вещи из коллекции Sashiko 1971 года, выполненные из плотной стёганой ткани, похожей на материал для костюмов дзюдоистов и фермеров, по-прежнему смотрятся современно. Как и пальто-кимоно Tanzen свободного кроя с галстучным поясом из весенне-летней коллекции 1976–1977 годов. Ещё два предмета на века из той же линейки — комплект из красной рубашки и укороченных брюк Shohana-momen, сшитый из ткани, которая обычно используется для подкладок традиционных мужских кимоно. Все вещи сидят по фигуре идеально. Манекены, задействованные на выставке, сделаны из 365 кусочков каждый, вырезанных из цельного листа гофрированного картона и акрилового пластика, а затем спаянных между собой.

Мияке опередил своё время и начал использовать перерабатываемые материалы задолго до того, как об этой технологии заговорили все. В ответ на вопрос о том, какие важные и непростые задачи ждут будущее поколение модных дизайнеров, Иссей говорит: «Возможно,придётся несколько умерить свой пыл. Я имею в виду процесс потребления. Это очень важно. В Париже людей, которые делают одежду, называют «кутюрье» — человек, который придумывает модный и необычный продукт. Но в работе дизайнера главное — делать то, что пригодится в реальной жизни». Другими словами, одежда не должна создаваться ради факта, ей необходима определённая цель, вещам полагается предлагать реальное решение проблемы.

«Важно делать что-то для жизни, — повторяет Мияке. — Ведь если посмотреть правде в глаза, имя дизайнера не играет значительной роли, вы вполне можете оставаться анонимным. Мне кажется, в будущем статус кутюрье поменяется».

Прошлое, настоящее и будущее моды

Шляпы от Иссея Мияке

Шляпы будущего: каркас сделан из ротанга и бамбука с использованием традиционной техники

В мае работы Мияке были представлены на выставке «Человек и машина: мода в эпоху технологий» в Институте костюма в Нью-Йорке. Куратор музея Эндрю Болтон посетил открытие выставки Иссея в Токио. Всё закончилось тем, что одежда от японского дизайнера, в том числе платье — летающая тарелка из весенне-летней коллекции 1994-го и вещи из линейки A-POC 1999 года, отправились в Нью-Йорк. «Работы Мияке окутаны какой-то особенной аурой», — уверен Болтон. A-POC представляет собой результат идеального слияния компьютерных технологий и функций обычной вязальной машины. Вместе с выдающимся инженером по текстилю Дэем Фудживарой Иссей разработал метод создания одежды, при которой вещь вяжется из одной цельной нити. Это полностью механизированный процесс, не требующий раскроя и шитья в традиционном понимании.

По словам Ли Эделькорт, трендсеттера и управляющей компанией Trend Union, Мияке — это прошлое, настоящее и будущее моды. «Как можно быть настолько креативным? — удивляется она. — Просто невероятно, что наш современник создаёт такое — уникальный микс изысканности, цвета, формы, передовых технологий и внимательности к тканям».

Когда Иссей был ребёнком, он мечтал стать атлетом. Один из экспонатов его выставки — это форма, которую он разработал для литовской команды к Олимпийским играм в Барселоне в 1992 году. Пропитанные любовью к спорту вещи от Мияке оставляют свободу движениям, а на показах его коллекций всегда привлекают внимание гибкость и упругость материалов и форм одежды.

Кутюрье учился на отделении графического дизайна в Университете искуств Тама в 60-х, а в 1965 году уехал в Париж. Там он поступил в школу Профсоюза высокой моды и стал обучаться кройке и шитью. Параллельно Иссей работал у самого Юбера де Живанши. Сейчас странно даже представить Мияке, склонившимся над эскизами платьев, которые, возможно, носила ещё Одри Хепберн — это кажется таким далёким от бескомпромиссно футуристических и индустриальных вещей, какие теперь создаёт дизайнер. Невозможно и вообразить, как такой опыт мог привести, например, к работе с Роном Арадом, совместно с которым Иссей создал чехол для стула, который можно носить в качестве наряда (ещё одна инновация линейки A-POC).

В 1968 году Мияке стал свидетелем молодёжных волнений в Париже и потерял интерес к тому, чтобы одевать буржуазных дам. Попрощавшись с Живанши, он работал с Ги Ларошем, а потом с Джеффри Бином в Нью-Йорке. В 1970-м кутюрье открывает ателье Miyake Design Studio и год спустя уже демонстрирует свою дебютную коллекцию. Одна из первых его знаковых вещей — боди из джерси, расписанное вручную в традиционной японской тату-технике, с портретами Джимми Хендрикса и Дженис Джоплин. Автор принта — дизайнер по текстилю Макико Минагава, с которой у дизайнера сложились одни из самых долгосрочных рабочих отношений. Минагава сейчас занимается собственным лейблом HaaT, принадлежащим компании Issey Miyake Inc.

Поразить Иссея Мияке

Модель в пальто от Иссея Мияке

Все грани цвета и формы: невероятное пальто «Нихон-буё»

Дизайнер всегда охотно сотрудничал с другими талантами. Не так давно ателье Miyake Design Studio обратило внимание на архив японского графического дизайнера и сооснователя бренда Muji Икко Танаки и использовало изображение с его плаката 1981 года с танцем «Нихон-буё» для создания коллекции одежды и аксессуаров Pleats Please.

Но самой знаменитой и значительной коллаборацией Мияке была работа с американским фотографом Ирвингом Пенном. С 1986 года и на протяжении 14 лет пресс-атташе Иссея Мидори Китамура летала в Нью-Йорк на четырёхдневные встречи с Пенном. Она показывала фотографу привезённую из Токио одежду (целые чемоданы!), после чего Ирвинг приводил модель для примерки, и начиналась репетиция фотосессии. Китамура доставала всё новые и новые вещи, надевала их на модель и расправляла, создавая объём, а когда его не хватало, то добавляла ещё несколько слоёв ткани, и порой получалось так, что за платьем не было видно даже головы модели.

«Пенн снимал для Vogue, в котором одежду нужно было презентовать в определённом ключе, а в работе с нами ему предоставлялась полная свобода, — вспоминает Китамура. — Угодить Иссею и поразить его — вот это было настоящим испытанием».

Китамура была правой рукой Мияке с середины 70-х (сейчас она — президент компании). Именно Мидори тщательно подбирала каждый экспонат для выставки, изучая архивы бренда. Она говорит, что Иссей с момента создания бережно относился к каждой вещи. Возможно, он уже тогда ощущал всю важность своего творчества для истории моды. Китамура начала работать с дизайнером в качестве модели, когда ей было 21. Кутюрье нравилось, что она не стеснялась честно и открыто высказывать ему своё мнение об одежде, а иногда даже критиковать. Мидори ездила с Мияке в Париж, где помогала подбирать манекенщиц и разрабатывать стиль каждого показа. «Дизайнеры приглашали нас на ужин к себе домой. Тогда это был настоящий сплочённый коллектив», — делится Китамура. Они тесно общались с Соней Рикель, Эммануэлем Унгаро, Жан-Шарлем де Кастельбажаком и Кензо.

Бренд Issey Miyake XXI века

Девушка с белой сумкой Bao Bao

Сумка Bao Bao, которая пришлась по душе модникам по всему миру

В 1994 году Мияке передал бразды правления мужской линейкой одежды (с женской это произошло в 1999-м) своему бывшему ассистенту Наоки Такизаве, а сам сосредоточился на исследовательской работе и в 2007-м открыл музей 21 21 Design Sight. Он до сих пор проверяет все коллекции, поступающие в этот музей. Такизава, кстати, занимает ещё и пост креативного директора Uniqlo, поэтому неудивительно, что в этой одежде есть что-то от стиля Мияке. Во главе женской линейки одежды Issey Miyake в 2001 году встал Йошиюки Миямае.

Команда Мияке не устаёт изобретать что-то новое. Свежий пример — Bao Bao, сумка в духе «Бегущего по лезвию» из гибкой виниловой сетки, состоящей из треугольников, соединённых между собой прозрачным полиэстером. Этот аксессуар сразу же всем полюбился. Теперь его можно встретить на модниках где угодно — от энергичных улиц Токио до фермерского рынка в Лондоне.

Но секрет успеха Иссея Мияке (бизнес так и принадлежит ему — 133 магазина в Японии и 91 по всему миру, 8 линеек одежды и сумок, ароматов, светильников и часов) не в том, что он привнёс в моду новые технологии, а в том, как он соединил инновации и традиции. В 2007-м кутюрье основал лабораторию Reality Lab. «Здорово наблюдать за развитием digital-пространства в Японии, — говорит дизайнер. — Мы постоянно трудимся над разработкой самых разных вещей, и мне очень повезло, что со мной в команде такие отличные мастера. Я готов предоставить им полную свободу в исследованиях и сам буду активно в этом участвовать».

Мияке всегда был свободной птицей с собственным взглядом на рабочий процесс: «У меня всё проходит по-другому, не так, как у других дизайнеров, представляющих коллекции каждые полгода. С традициями спешить нельзя, а меня именно они и интересуют».

На открытии выставки Мияке был вручён Орден Почётного легиона — французская награда, которую в 2010 году получил и Карл Лагерфельд. Иссей не вышел к праздничному ужину, решил побыть в тишине и покое. Но говорят, он всю ночь не снимал орден и мечтал, наверное, о том, как сделать мир лучше при помощи самого чистого и простого материала из всех существующих — бумаги.

Check Also

detskaya-v-stile-khay-tek

Дизайн интерьера. Применяем цвет

Человеку всегда хотелось вносить разнообразие в окружающую обстановку, поскольку именно она очень сильно влияет на …

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − три =